Эффект железнодорожной колеи
Решения имеют очень отдаленные последствия. Название "эффект бабочки" заезжено, поэтому я лучше назову это "эффектом железнодорожной колеи".

Итак, Древний Рим. По дорогам ездят повозки, крайне разнообразные по конструкциям и размерам. Только ширина дороги одинакова для всех. Результат - столкновения, поломки колёс.

Чтобы свести подобные случаи к минимуму, римское правительство ввело пакет требований при производстве колесниц. В частности, повозки должны были иметь одинаковую ширину оси - такую, чтобы две боевые лошади могли свободно стоять рядом. Другими словами - 1435 мм. Ну а дороги, которые римляне строили под такие повозки, сохранялись на века.

И именно этот стандарт использовался при строительстве первых трамваев на конной тяге, а затем и железной дороги в Англии 19-го века. Откуда перекочевал в США, так как строительством дорог для поездов там занимались английские эмигранты, как и в большинстве стран мира.

Хотя многие инженеры и полагали, что колею лучше бы сделать пошире, около 60% железнодорожных путей во всем мире унифицированы по стандартам римских повозок. Потому что после возникновения традиции, положение дел крайне сложно изменить.

(История, для красоты, чуть упрощена - и в Древнем Риме и в Великобритании существовали разные типы дорог, была своя "война форматов". Но в целом - история железнодорожной колеи действительно начинается почти за пару тысяч лет до ее изобретения.)

Человек откажется от использования товара в случае возникновения серьезных проблем с ним. Но, если их нет, положение вещей не изменится. Поэтому избегайте ввязываться в борьбу с продуктами-привычками. Товарами, сервисами, которые человек покупает не задумываясь.

Когда-то был сделан выбор и теперь покупатель не тратит время, а просто берет то же, что и всегда. И если продукт-«привычка» - находится в зоне доступности, конкурировать с ним крайне сложно.

© Николай Молчанов

Моя книга: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres).
- Входит в ТОП5 лучших деловых книг 2020 года по версии PwC
- Бестселлер 2019 года по версии Ozon
- «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга" или Vkontakte / Facebook

Все посты моего блога: Часть 1, Часть 2

блог Николая Молчанова. Психология Маркетинга, Нейромаркетинг и Психологическая инженерия бизнеса