Коронавирус: как не пожать руку
Рукопожатие - один из немногих глубоко укорененных в нашей социальной жизни феноменов. Встречается в греческом изобразительном искусстве уже с пятого века до н.э. и до сих пор СМИ активно используют факт рукопожатия в качестве индикатора отношений - вспомните все эти заголовки на тему: "тренер не пожал руку", "кто пожал руку Путину".

А тут короновирус. Один в панике, а другой, изображая смельчака, на каждой встрече демонстративно пытается поручкаться со всеми. Прямой отказ от протянутой руки воспринимается как тяжелейшее оскорбление. Причем короновирус является скорее не извиняющим, а отягощающим обстоятельством - ведь вам протянули руку, вам доверяют, а вы, значит, нет.

О правильном поведении легко и безопасно рассуждать в интернете. Не составляет особого труда уклониться от лобызаний с сокурсниками. Проблемы возникнут, когда руку протягивает старший по должности или клиент.

Уверяю - в ту долю секунды, когда гендир протянет вам руку, будет уже не до раздумий. План действий всегда должен быть готов заранее.

HBR советует два способа. Чтобы не ставить собеседника в неловкое положение, опередите его - заранее уберите руки в карманы и с улыбкой немедленно после слов "добрый день" говорите что-то вроде: «Думаю, рукопожатия сейчас лишние».

Если не успели - обезоруживающе извиняемся - стратегия жительниц ОАЭ. Они дают знать окружающим, что не пожимают руки прижимая правую ладонь к груди (как при приведении присяги) и чуть наклоняя голову.

Ну или используйте подход Владимира Жириновского, на двери кабинета которого уже лет 20 висит надпись «Никаких рукопожатий».

© Николай Молчанов

Моя книга: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres).
→ Лучшая деловая книга 2020 года в РФ по версии жюри конкурса PwC во главе с Рубеном Варданяном.
→ Бестселлер 2019 года по версии Ozon
→ «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга" или Vkontakte / Facebook

Все посты моего блога: Часть 1, Часть 2
блог Николая Молчанова. Психология Маркетинга и Нейромаркетинг