Короновирус и блог Психологии Маркетинга
Последние дни, готовя посты, я испытывал непонятные ощущения. Какой-то дискомфорт. Наконец понял, в чем дело. Пишу о психологии экономического поведения, потребностях клиентов, а кругом бушуют самые масштабные изменения за десятки лет. Ощущаешь себя собачкой из мема "This is fine".

Но что делать? Уверять, что "открывается окно возможностей"? Да, крупные компании наберут вистов к репутации, запуская социальные проекты. Кто-то заработает, быстро выпустив книгу "Как вести бизнес в мире коронавируса" или запустив рекламу: "Сенсация! От вируса помогает обычный советский...". Но для большинства компаний задача - выжить.

Надо скорее учиться жить в новом мире. Изменения вводятся по чуть-чуть. В начале говорится о неделе выходных с сохранением зарплаты. Потом - о запрете выходить из дома. А дальше неделя становится месяцем. Зарплату сохранят, но одновременно работодателям дадут возможность увольнять с предупреждением за две недели. Постепенно мир меняется кардинально.

Так что лично я в ближайшие дни скомпилирую из старых постов пару лонгридов - о слухах и поведении людей в панике. Пригодится. Настроение людей проходит стадии принятия горя. Большинство все еще находятся или только что покинули первый этап - отрицание. Мол, проблема надумана, все не так серьезно.

Сейчас наступает вторая стадия - злость. Да какого черта! Сорвался контракт, неоплачиваемый отпуск, пропали билеты. Только жаловаться бессмысленно. Когда началась война, глупо говорить, что "качество моей жизни пострадало". Конечно пострадало, это же война. И пострадает еще больше.

Взамен мы получили уникальную возможность наблюдать за психологией толпы. Уже видно сокрушительную силу настроений и ожиданий людей. Та же история с гречкой - мысль, что товар станет дефицитом, привела к изменению поведения - гречку стали покупать. В результате крупа действительно стала дефицитом. А когда запускается такой самоподдерживающийся процесс - его крайне сложно разорвать.

Аналогично в 70-х годах в США возник Великий дефицит туалетной бумаги. Комик Джонни Карсон в своём телевизионном ток-шоу просто пошутил о нехватке туалетной бумаги и миллионы американцев кинулись запасаться рулонами впрок. В результате на протяжении четырех месяцев бумага стала редким товаром.
© Николай Молчанов

Моя книга: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres).
- Входит в ТОП5 лучших деловых книг 2020 года по версии PwC
- Бестселлер 2019 года по версии Ozon
- «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга" или Vkontakte / Facebook

Все посты моего блога: Часть 1, Часть 2

блог Николая Молчанова. Психология Маркетинга и Нейромаркетинг