Как убедить людей съесть живого червяка. Потрясающий эксперимент Рональда Комера
Итак, мы решили заработать немного денег и на свою голову приняли участие в эксперименте Джеймса Лейрда и Рональда Комера.

За две недели до начала эксперимента нас попросили заполнить опросник на уровень самооценки. Непосредственно в день исследования мы узнаем, что участников случайным образом разделяют на две группы, каждой из которых достанется свой тест.

В первом придется сравнивать металлические гирьки различного веса, пытаясь определить - какая из них тяжелее.

А во втором - съесть живого червяка.

Запускается генератор случайностей и, как несложно угадать, нам достается съесть червяка. Перед началом трапезы нас просят подождать восемь минут, пока идут приготовления, а заодно снова заполнить тест на самооценку.

И она резко снизилась. Ведь нам, как лохам, выпало есть червя. Унизительное задание для лузеров. Никто не виноват, как выпала монетка, но люди склонны ставить удары слепой судьбы себе в вину. В результате случайный негативный опыт ведет к тому, что у человека на долгое время формируется заниженная самооценка. Не надо так.

Но, погодите, это еще не все. Эксперимент поистине шедевральный. Когда мы уже занесли вилку над червяком (или готовимся послать всех куда подальше) - к нам несется экспериментатор с криком: "Стойте, стойте! Я перепутал! Вам не надо есть червяка! Оказывается, по условиям теста, вы сами имеете право выбрать, какой из двух видов тестов проходить!"

Как можно догадаться, никто из взвешивающих гирьки не сказал: "Отлично! Я вот как раз хотел бы съесть червяка". Интересно другое. 80% из тех, кому достался червяк, все равно решили съесть его.

Причины назывались разные. От " я заслуживаю этого" и "я смел и храбр" до "ничего страшного, в червях много протеина". Но по сути, главное - если человек свыкся с мыслью, что ему придется страдать, то он будет страдать. Если мы в какой-то момент поверили в свою судьбу, то дальше будем поступать соответственно - даже если ситуация изменилась.

Нет никакого мира, который заставляет нас страдать. Ситуация зависит только от нашего отношения и собственных усилий.

*) Для любознательных. В данном исследовании ни один червяк не пострадал - экспериментаторы останавливали самых решительных в последний момент. Но это вызвало вопросы к методологии исследования и впоследствии оно было проведено вторично - где испытуемые действительно ели съедобных гусениц. Результаты аналогичны.

© Николай Молчанов

Моя книга: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres).
- Входит в ТОП5 лучших деловых книг 2020 года по версии PwC
- Бестселлер 2019 года по версии Ozon
- «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга" или Vkontakte / Facebook

Все посты моего блога: Часть 1, Часть 2

блог Николая Молчанова. Психология Маркетинга и Нейромаркетинг