Когда утром мы не в состоянии вспомнить последние пару часов отличной вечеринки - значит имел место широко известный, хоть и не самый приятный, пример фрагментарной потери памяти. Под действием выпитого отключается гипоталамус и наступает алкогольный блэкаут.
Значительно менее известно, что ситуация эмоционального возбуждения также оказывает разрушительное воздействие на память.
Попробуем вообразить себя участником эксперимента Элизабет Лофтус. Мы сидим у двери, ведущей в кабинет экспериментатора и ожидаем своей очереди. Вдруг из комнаты раздаются какие-то невнятные крики, слышится шум передвигаемых предметов, звук падения, дверь распахивается, из нее вылетает человек с окровавленным ножом в руках и ошалело оглядывается вокруг.
Читая пост, понимаешь, что это всего лишь переодетый актер, а на ноже - краска. А вот участники испытали реальный стресс. После чего были практически неспособны вспомнить детали пережитого события, единственное, что запомнилось - окровавленный нож. Это "эффект оружия" - агрессивные стимулы привлекают внимание (и, в свою очередь, сами вызывают агрессивное поведение).
Другие участники эксперимента, слышавшие шумное обсуждение проблем с компьютером и видевшие обычного человека, выходящего из комнаты - запомнили значительно больше деталей.
Результат подтверждается и практикой криминальной психологии - примерно половина свидетелей правонарушения (в том числе и сами преступники!) затрудняются с воспоминанием момента преступления.
Так что слишком сильный aha-момент, за которым так любят гоняться некоторые интернет-маркетологи, может стереть из памяти как негативные, так и позитивные впечатления потребительского путешествия.
© Николай Молчанов
Моя книга:
"ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (
ЭКСМО,
Ozon,
Litres).
- Входит в ТОП5 лучших деловых книг 2020 года по версии PwC
- Бестселлер 2019 года по версии Ozon
- «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела
Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "
Психология Маркетинга" или
Vkontakte /
Facebook
Все посты моего блога: Часть 1, Часть 2