Передовое население страны ударными темпами закупает гречку, а значит наступило время для россыпи экспериментов, связанных с едой.
Чем разнообразнее цветовая гамма продукта, тем он привлекательнее. Посетители кинотеатра, которым достались конфеты M&Ms 10-ти цветов, съели на 43% больше, чем те, кому досталось 7 цветов. В другом эксперименте, получившие вазу с 6 типами мармеладок разного цвета съели на 69% больше сладостей, чем в случае, когда каждый вид мармелада лежал в отдельных тарелочках.
Привлекательность усиливают и красивые названия. По сути, мы покупаем набор прилагательных. Блюда с красивыми названиями ("нежное суфле из молодых авокадо") заказывают чаще, а их вкусовые качества оценивают выше, чем блюда, названные по ингредиентам ("курица с рисом"). Хотя никто из участников эксперимента не говорил: «Да, знаете, я предпочитаю еду с красочными названиями».
Размер упаковки задает норму потребления. В кинотеатре Чикаго посетителям раздавали засохший попкорн, приготовленный за пять дней до эксперимента. Половина участников получила большую порцию, половина – среднюю. Старый попкорн не понравился абсолютно всем. Вот только люди из первой группы съели на 53% попкорна больше. Человек стремится избежать потерь. Любых потерь.
Увеличению потребления способствует и общее количество купленного. Создается впечатление "продуктов еще много, можно не экономить". В ходе эксперимента семьям-добровольцам предоставили бесплатный запас продуктов, при этом половине участников еды дали в 2 раза больше. Счастливые обладатели двойной порции уничтожили продукты на 112% быстрее.
У экспериментов есть одна объединяющая деталь - их провел Брайан Вансинк, профессор Корнеллского университета. Университет входит в Лигу плюща и, по моему мнению, является мировым центром по поведенческой психологии. |
Ну а сам Вансинг - крупнейший специалист в области диетологии, возглавлял Центр стратегии и развития питания в Минсельхозе США, на основании его работ разработана программа по оздоровлению школьного питания, которая сейчас идет в школах США. На него ссылается Фил Барден, Леонард Млодинов и множество авторов известных книг по маркетингу. Столовые Google изменены по предложенному им интерфейсу здорового питания.
Да что там. Мне лично всегда нравились его эксперименты - и за годы существования канала я написал два поста по их результатам. Можно было бы продолжать, исследования красивые и интересные - но я не буду.
Потому что результаты экспериментов оказались липой. Прямым подлогом. Несколько лет назад Брайан неосторожно похвалил в своём блоге студента, который добился интересных результатов путём махинаций с выборкой. И понеслось. В итоге вскрыли электронную переписку между Вансинком и его командой, где шло обсуждение всей палитры подтасовки данных: изменения выборки, прямой подгон, ошибки в вычислениях.
Вансинк уволен из университета, снят с государственных постов, по его научным работам до сих пор ведется проверка.
А я нахожусь в печали. Год назад я писал о
Елене Корниловой - схожий случай. Но она просто придумала подтверждения своему статусу эксперта. При желании ее можно было, что и сделали, проверить и разоблачить.
А вот Вансинк был признанным мировым экспертом. Его статьи печатались в ведущих рецензируемых журналах, в рамках системы, которая должна проверять правильность исследований. По сути, более авторитетного подтверждения в мире науки сложно найти. А по факту - ничему нельзя верить.
Так что как бы не хотелось положиться на мнение эксперта - в важных для себя областях, прежде чем ринуться сливать весь бюджет в соответствии с чужими рекомендациями - проведите собственное маленькое пилотное исследование.
© Николай Молчанов
Моя книга:
"ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (
ЭКСМО,
Ozon,
Litres).
→ Лучшая деловая книга 2020 года в РФ по версии жюри конкурса PwC во главе с Рубеном Варданяном.
→ Бестселлер 2019 года по версии Ozon
→ «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела
Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "
Психология Маркетинга" или
Vkontakte /
Facebook
.
Все посты моего блога: Часть 1, Часть 2