Эффект диспозиции - почему мы совершаем ошибки, играя на бирже и пытаясь вернуть любимого человека
Личный пример, до боли похожий на тысячи аналогичных ситуаций начинающих инвесторов.

Мне надо вывести часть денег с биржи. Вопрос – что продать. В портфеле акции двух компаний, купленные по одинаковой цене. Только стоимость одной из них за это время выросла в два раза, а другая на столько же упала в цене.

Что я продал?

Конечно, следует исходить из дальнейших рыночных перспектив двух компаний. О которых, правда, я, не будучи инсайдером, имею лишь смутные догадки.

А главное - в голове бьется мысль: если я продам акции первой компании, то всем расскажу, что заработал на бирже 100% дохода. Буду гордиться дома перед женой. А во втором случае не просто зафиксирую убыток – еще и распишусь в собственном проигрыше. Потерплю поражение.

В личной жизни аналогично. «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» (в оригинале у Пушкина именно так). Правило работает в обе стороны – нам важно, сколько сил вложено в отношения и чем больше «потрачено», тем сложнее уйти. Собственно говоря, поэтому попытки судорожно вернуть любимого человека, заваливая его дорогими подарками, только ухудшают ситуацию.

Это эффект диспозиции, смешанный с проблемой невозвратных затрат. Мы (а главное - руководство) рассматриваем каждый пакет акций, бизнес-идею, бренд в качестве отдельных проектов. И по каждому из них хотим выиграть. А это практически невозможно. Смысл имеет капитализация компании в целом. Общий выигрыш или проигрыш.
.
© Николай Молчанов

Моя книга: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres).
→ Лучшая деловая книга 2020 года в РФ по версии жюри конкурса PwC во главе с Рубеном Варданяном.
→ Бестселлер 2019 года по версии Ozon
→ «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга" или Vkontakte / Facebook

Все посты моего блога: Часть 1, Часть 2

показать еще
показать еще
блог Николая Молчанова. Психология Маркетинга, Нейромаркетинг и Психологическая инженерия бизнеса