Личный пример, до боли похожий на тысячи аналогичных ситуаций начинающих инвесторов.
Мне надо вывести часть денег с биржи. Вопрос – что продать. В портфеле акции двух компаний, купленные по одинаковой цене. Только стоимость одной из них за это время выросла в два раза, а другая на столько же упала в цене.
Что я продал?
Конечно, следует исходить из дальнейших рыночных перспектив двух компаний. О которых, правда, я, не будучи инсайдером, имею лишь смутные догадки.
А главное - в голове бьется мысль: если я продам акции первой компании, то всем расскажу, что заработал на бирже 100% дохода. Буду гордиться дома перед женой. А во втором случае не просто зафиксирую убыток – еще и распишусь в собственном проигрыше. Потерплю поражение.
В личной жизни аналогично. «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» (в оригинале у Пушкина именно так). Правило работает в обе стороны – нам важно, сколько сил вложено в отношения и чем больше «потрачено», тем сложнее уйти. Собственно говоря, поэтому попытки судорожно вернуть любимого человека, заваливая его дорогими подарками, только ухудшают ситуацию.
Это эффект диспозиции, смешанный с проблемой невозвратных затрат. Мы (а главное - руководство) рассматриваем каждый пакет акций, бизнес-идею, бренд в качестве отдельных проектов. И по каждому из них хотим выиграть. А это практически невозможно. Смысл имеет капитализация компании в целом. Общий выигрыш или проигрыш.
.
© Николай Молчанов
Моя книга:
"ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (
ЭКСМО,
Ozon,
Litres).
→ Лучшая деловая книга 2020 года в РФ по версии жюри конкурса PwC во главе с Рубеном Варданяном.
→ Бестселлер 2019 года по версии Ozon
→ «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела
Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга" или Vkontakte / Facebook
Все посты моего блога: Часть 1, Часть 2