Как меняется уровень счастья через 5 лет после свадьбы - исследование Динера
Участники исследования Динера и Георгеллиса на протяжении десяти лет сообщали об уровне своей удовлетворенности жизнью. Точка 0 - год их свадьбы. Результат - на прекрасном графике, приложенном к посту.

Наконец-то можно сказать: "немецкие ученые доказали - брак разрушает радость жизни и превращает мир в рутину!"

Сказать-то можно. Только это будет являться ошибкой аффективной оценки.

Запомнить стоит следующее. Давать ответ на глобальный вопрос - об удовлетворенности жизнью (или удовлетворенности компанией) - сложно. Если задуматься, вообще непонятно, что стоит за этим понятием.

Поэтому, практически всегда, отвечая на абстрактный вопрос, мы автоматически «упрощаем» его и даем ответ не на заданный, а именно на упрощенный вопрос. В приведенном эксперименте человек вспоминает количество радостных моментов «выше среднего уровня» в заданный период времени.

В год вступления в брак самыми важными событиями становятся свадьба и медовый месяц. А так как это счастливые моменты, то при мысли о них человек испытывает радость. Но график подталкивает анализировать что произошло после свадьбы - и мы видим снижение уровня удовлетворенности. Хотя правильнее говорить о радости от вступления в брак и в целом неизменном уровне счастья в течение жизни.

Кстати. Вообще, семейная жизнь не столь сильно влияет на ощущение личного благополучия. Какие-то моменты становятся хуже, какие-то - лучше. Но, что бы ни произошло - мы автоматически возвращаемся к привычной для нас "точке счастья".

.
© Николай Молчанов

Моя книга: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres).
→ Лучшая деловая книга 2020 года в РФ по версии жюри конкурса PwC во главе с Рубеном Варданяном.
→ Бестселлер 2019 года по версии Ozon
→ «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга" или Vkontakte / Facebook

Все посты моего блога: Часть 1, Часть 2

показать еще
показать еще
блог Николая Молчанова. Психология Маркетинга, Нейромаркетинг и Психологическая инженерия бизнеса