"Если я за Ганса выйду замуж, да родится у нас ребенок, да вырастет, да пошлем мы его в погреб за пивом, да упадет ему на голову эта мотыга, да пришибет его до смерти!" Это слова умной Эльзы из сказки братьев Гримм. А психологическое название: эффект ожидаемого сожаления.
Это я еще об одной эмоции - страхе в его маркетинговой ипостаси.
Продавец предлагает оформить расширенную страховку на телевизор, мы пренебрежительно отмахиваемся. Ситуация меняется, если консультант скажет: «А как вы себя будете чувствовать, когда на экране вылетят несколько пикселей, а у вас нет расширенной гарантии?».
Это всего лишь пессимистичный прогноз. Совсем не факт, что он осуществится. Но если мы представили перед собой картинку возможного будущего, мозг считает ее реальной. Когда времени на раздумья мало, мозг не оценивает вероятность наступления события. А перестраховывается и, стремясь избегнуть негативных последствий, подталкивает нас к выбору варианта, где ожидаемые сожаления отсутствуют.
Мы ненавидим что-то терять сильнее, чем любим побеждать. Так что — программы лояльности, купоны, бесплатные попытки. Или просто - нарисуйте угрожающе будущее.
Кстати. Именно потому, что для мозга все представляемые картины реальны, контролируем угрозу замещения фактических результатов воображаемыми. Например, мы понастроили планов о новой жизни, где значительная роль отведена фитнесу. После чего мозг полагает, будто цель стала немного ближе. А значит — можно немного отдохнуть, расслабиться и подкрепиться.
© Николай Молчанов
Моя книга:
"ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (
ЭКСМО,
Ozon,
Litres).
→ Лучшая деловая книга 2020 года в РФ по версии жюри конкурса PwC во главе с Рубеном Варданяном.
→ Бестселлер 2019 года по версии Ozon
→ «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела
Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "
Психология Маркетинга" или
Vkontakte /
FacebookВсе посты моего блога: Часть 1, Часть 2