Кнопки-плацебо, которые нас окружают
Президент США Линдон Джонсон постоянно выражал недовольство температурой в салоне президентского самолета. Посылал секретарей к летчикам с просьбой сделать то потеплее, то похолоднее. В конце концов, специально для него установили поддельный термостат и дали возможность президенту самому «регулировать» температуру. Жалобы прекратились.

Скорее всего - байка. Я обнаружил ее начало на YCombinator, откуда она перекочевала на Reddit со ссылкой на сайт национального музея ВВС США. Где и находится тот самый Боинг.

Впрочем это неважно. И уж точно не байка, что ложные термостаты устанавливают в офисах.

Потому что мы тоже всю жизнь жмем на кнопки. Дверного звонка, лифта, смартфона. Нажимаем на кнопку вендингового аппарата и получаем бутылку с водой. Мы не в курсе, что происходит внутри. Может там сидит пигмей, который выкатывает бутылочку? Нам это не важно. У людей сформирован условный рефлекс - мы привыкли нажимать на кнопки и получать результат.

Поэтому многие кнопки в современной жизни не делают вообще ничего. Это кнопки-плацебо.

В США кнопки переходов переключали сигнал светофора. Потом эту функцию возложили на компьютер. Но люди продолжали нажимать на них - так как получали подкрепление. Сигнал светофора ведь в конце концов менялся. В середине 2000 годов более 2/3 от всех кнопок пешеходных переходов Нью-Йорка выступали только в роли плацебо.

Кнопки плацебо позволяют ощутить контроль над происходящим. Ставьте кнопки "обновить", "оптимизация быстродействия", "калибровка", и т.п. - сформированный условный рефлекс заставит людей вообразить желаемый результат.

© Николай Молчанов
Моя книга: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres).
→ Лучшая деловая книга 2020 года в РФ по версии жюри конкурса PwC во главе с Рубеном Варданяном.
→ Бестселлер 2019 года по версии Ozon
→ «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга" или Vkontakte / Facebook

Все посты моего блога: Часть 1, Часть 2
показать еще
показать еще
блог Николая Молчанова. Психология Маркетинга, Нейромаркетинг и Психологическая инженерия бизнеса