Абсолютно не разбираясь в вине, я могу хмыкать и бормотать под нос: "так, чилийское..., это ЮАР". Многозначительно говорить: "2015 год, значит". И чуть презрительно кривить губы при упоминании австралийских вин.
Знать все эти тонкости не обязательно. Но их наличие широко известно, никого не удивляет и считается нормальным.
При выборе вина.
А вот при выборе хлеба, рыбы, масла, да хоть столовых приборов - уже нет. "О, это помол нынешнего года, поля Вологодщнины, с нотками свежего кориандра" - слышим, скажем прямо, редко.
Конечно, можно начать говорить, что "вино - это другое". Но особо объективных причин к этому нет. Просто всем проще продавать бренд без изысков и тонкостей. Магазинам не нужно думать, что закупать. Маркетологи заняты общей имиджевой рекламой бренда и игрой со скидками и акциями.
А тут нужно разнообразие. Придумать истории, довести их до покупателей. Прилагать усилия для образованию клиентов. Зато в итоге мы получим конкурентное преимущество буквально на пустом месте. А заодно - терпимость клиентов к риску и возможность устанавливать цены, справедливость которых сложно оспорить.
Первые шаги на этом пути сделать легко. Кое-где их делают. Не лосось, а "дикий лосось из Баренцева моря".
А ведь география - это только одно измерение. В вине, копнув чуть глубже - можно начать разбираться в оттенках вкуса и послевкусия. Учится правильно держать и наливать вино в бокал.
Продукт - это вопрос восприятия. Любую вещь можно продавать, как вино.
© Николай Молчанов