Классические голливудские фильмы уверяют в превосходстве чувств над деньгами. Все эти романтические истории о любви проститутки и миллионера. С одной стороны – вроде чушь.
С другой стороны, существует такое исследование «Деньги, поцелуи и удары током». Если испытуемые думали о материальных наградах – то быстрее решали логические задачи.
А когда в дело вступили эмоции – в качестве приза попросили вообразить поцелуй кинозвезды – рациональное мышление начало хромать на обе ноги.
В эксперименте Кэтлин Вос одной группе испытуемых давали читать очерк, связанный с финансами, сажали перед плакатом с купюрами. Те, кто был окружен напоминанием о деньгах, в следующей части эксперимента тратили на 50% меньше времени на помощь другим участникам и сами реже обращались за помощью.
В исследовании, проведенном в Стенфорде, демонстрация типичных бизнес-картинок - портфели, костюмы, деловые графики, офисные переговоры - вели к резкому росту эгоистичного поведения. Желание кооперироваться высказывали лишь 33% участников. А вот среди испытуемых, видевших бумажных змеев и электрические розетки, склонность к кооперации достигала 91%.
Мне попадались и другие исследования на данную тему. Общий смысл - деньги делают нас эгоистами.
Так что отнюдь не всем компаниям стоит демонстрировать, что мы вот прямо бизнес-бизнес. Серьезные, в костюмах, рисуем графики на стеклянных стенах.
Да и использовать в рекламе образы, связанные с деньгами, желательно с осторожностью. Как минимум - денежные сюжеты крайне плохо совмещаются с чувствами и эмоциями.
© Николай Молчанов