Итак, мы собрались пригласить партнера в ресторан. Узнали интересные места, проверили отзывы на яндекс.маркете и остановились на самом лучшем.
Стандартная ситуация. Тем удивительнее факт, что при принятии важных решений мы меньше полагаемся на стороннее мнение, чем при выборе ресторана в пятницу вечером.
Если мы планируем открыть ресторан – нас мало волнует опыт других точек питания. Даже знание, что средний уровень банкротств в отрасли – 60%, не сильно влияет на наше поведение. Ход мыслей: «Ок, пусть так. Но у меня-то кредит с низкой ставкой, оригинальная концепция и отличный маркетинговый план».
Мало кто задумывается, что статистику пополняют владельцы ресторанов, которые считали точно также. Сходства между заведениями общепита больше, чем отличий.
Когнитивную ошибку заметить сложно. При принятии значимых решений мы долго обдумываем их. В результате кажется - сделано все возможное. Только все мысли крутятся вокруг своей идеи. Какие у нее слабые места, что можно улучшить. Аналогичные случаи либо не замечаем, либо полагаем, что "к нам они не применимы". Ведь мы, наша ситуация, продукт уникальны, а значит опыт других не столь уж важен.
Я лично недавно провел пять часов, выбирая дом отдыха на выходные. А однажды, устраиваясь на работу, не удосужился провести исследование и узнать ситуацию в компании. Хотя факт, что за 4 года там сменилось 11 директоров по маркетингу мог бы меня насторожить. Но даже когда узнал эту впечатляющую статистику, то не забрал трудовую немедленно. Хотя надо было бы.
Оценивая вероятность успеха сложных решений, лучше ориентироваться на данные проектов-аналогов или отраслевое среднее.
© Николай Молчанов