Можно ли верить экспертам - данные масштабного исследования
В 1984 году Тэтлок попросил около 300 экспертов сделать прогноз о политическом развитии нескольких стран. Затем, собрав 80 000 суждений, на протяжении 20 лет наблюдал, какие из них окажутся верными.

Сказать, что эксперты ошибались – это еще слишком мягко. Подкидывание кубика дало бы более верные прогнозы.

В контролируемом эксперименте, когда обычные участники заявляли, что на 100% уверенны в каком-либо событии – они ошибались в 45% случаев. Когда абсолютную уверенность излучали эксперты в данной области – ошибку фиксировали в 23%.

Увеличение объемов информации не сильно улучшает качество прогнозов. Допустим, я фанат анализа и требую у подчиненных данных для принятия решения. Один приносит сведения, которые подтверждают мою точку зрения. Другой – данные, которые ставят всё под сомнение. Угадайте – кто из них отправится готовить презентацию, а кто перепроверять полученную информацию?

Мнение независимых людей важно. Причем требуются вовсе не какие-то эксклюзивные эксперты. Любой человек с опытом больше нашего уже годится на роль консультанта.

Единственное, что нужно запомнить - ни в коем случае не спрашивайте эксперта об успехе вашего проекта. Эксперты так же плохи в прогнозах, как и все остальные (о чем я и писал вчера). Единственная информация, которую от них следует получить – какие средние показатели характерны для проектов, схожих по классу с нами. И вот этим сведениям можно верить.

© Николай Молчанов
Моя книга: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres).
→ Лучшая деловая книга 2020 года в РФ по версии жюри конкурса PwC во главе с Рубеном Варданяном.
→ Бестселлер 2019 года по версии Ozon
→ «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга" или Vkontakte / Facebook

Все посты моего блога: Часть 1, Часть 2
показать еще
показать еще
блог Николая Молчанова. Психология Маркетинга, Нейромаркетинг и Психологическая инженерия бизнеса