Сходство воображения с реальностью предоставляет прекрасную возможность предсказать свои будущие чувства.
Для начала, давайте, представим себя в передаче типа «форта Байярд», где нужно, лежа в ванне, кишащей жуками, периодически глотать червяков, падающих нам в рот.
Большинство людей от такой мысли передергивает. И это с высокой надежностью говорит о том, что окажись мы по-настоящему в подобной ситуации – нас действительно будет трясти, причем еще сильнее. В реальной ситуации мы испытаем те же ощущения, что и воображая ее.
Этот способ предсказания эмоций (обращаю внимание - только и исключительно эмоций!) надежнее, нежели с помощью логических доводов.
В эксперименте Уилсона людям предлагали взять себе домой один из двух постеров – забавное изображение кота или рисунок импрессиониста.
Половине участников сказали выбрать «согласно внутреннему голосу», другим – поразмыслить логически. Спустя пару недель испытуемым позвонили – и те, кто решал руководствуясь ощущением – а будет ли меня радовать эта картинка – оказались удовлетворены выбором значимо больше.
Если мы о чем-то подумали и в груди затеплилась радость – скорее всего в реальной ситуации мы тоже ощутим радость. А вот если рассуждаем - "в теории это должно нам понравится, так как это правильно / выгодно / одобряется обществом" - но никаких эмоций при этом не испытываем – то не испытаем их и впоследствии.
И это самый простой тест для определения – вызовет ли новый продукт какие-нибудь эмоции, когда появится на полке.
© Николай Молчанов