В эксперименте Ньюмана и Щульца испытуемым демонстрировали набор триграмм типа RFP, OPZ, KLA и т.п., показывали на одну из них и говорили, что она – особенная. В среднем через 30 показанных наборов большинство участников понимали почему - только в этой триграмме появлялась буква Т.
Для другой группы в качестве особенной выбрали триграмму, в которой буква T никогда не встречалась.
Как вы думаете, сколько наборов потребовалось просмотреть участникам второй группы, чтобы найти закономерность?
Они ее вообще не нашли. Никто из испытуемых так и не понял, чем отличалась данная триграмма.
На мой взгляд, замечательный эксперимент, наглядно демонстрирующий «ошибку выжившего». И в жизни, и в бизнесе мы хотим поступать разумно. Определяем причинно-следственную зависимость. Для этого ищем кейсы с нужным исходом (стартап взлетел, рекламная кампания успешна), затем находим общие моменты - что они делали. Только не берем в расчет, чего они не делали.
Поэтому все эти курсы «как я стал миллионером», «успешные успехи успешных компаний» не срабатывают. Упускаются данные по «погибшим» - намного более многочисленной группы.
Ошибка известна, часто ее иллюстрируют отличным примером: «Вы думаете, что дельфины спасают тонущих людей? Мы просто не знаем историй тысяч моряков, которых они вытолкнули в море».
Проблема в том, что люди редко задумываются, что ошибка выжившего - чертовски распространенный феномен. Без специальных тренировок нам крайне редко приходит в голову, что отсутствие результата – тоже результат.
© Николай Молчанов