Ошибки мозга: то, что мы всегда упускаем из виду
В эксперименте Ньюмана и Щульца испытуемым демонстрировали набор триграмм типа RFP, OPZ, KLA и т.п., показывали на одну из них и говорили, что она – особенная. В среднем через 30 показанных наборов большинство участников понимали почему - только в этой триграмме появлялась буква Т.

Для другой группы в качестве особенной выбрали триграмму, в которой буква T никогда не встречалась.

Как вы думаете, сколько наборов потребовалось просмотреть участникам второй группы, чтобы найти закономерность?

Они ее вообще не нашли. Никто из испытуемых так и не понял, чем отличалась данная триграмма.

На мой взгляд, замечательный эксперимент, наглядно демонстрирующий «ошибку выжившего». И в жизни, и в бизнесе мы хотим поступать разумно. Определяем причинно-следственную зависимость. Для этого ищем кейсы с нужным исходом (стартап взлетел, рекламная кампания успешна), затем находим общие моменты - что они делали. Только не берем в расчет, чего они не делали.

Поэтому все эти курсы «как я стал миллионером», «успешные успехи успешных компаний» не срабатывают. Упускаются данные по «погибшим» - намного более многочисленной группы.

Ошибка известна, часто ее иллюстрируют отличным примером: «Вы думаете, что дельфины спасают тонущих людей? Мы просто не знаем историй тысяч моряков, которых они вытолкнули в море».

Проблема в том, что люди редко задумываются, что ошибка выжившего - чертовски распространенный феномен. Без специальных тренировок нам крайне редко приходит в голову, что отсутствие результата – тоже результат.

© Николай Молчанов
Моя книга: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres).
→ Лучшая деловая книга 2020 года в РФ по версии жюри конкурса PwC во главе с Рубеном Варданяном.
→ Бестселлер 2019 года по версии Ozon
→ «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга" или Vkontakte / Facebook

Все посты моего блога: Часть 1, Часть 2
показать еще
показать еще
блог Николая Молчанова. Психология Маркетинга, Нейромаркетинг и Психологическая инженерия бизнеса