Эффект Манделы: то, что мы знали всю жизнь - неправда!
Сегодня на канале все, как мы любим. Шок-контент, разоблачения, и срыв покровов. Не пощадим даже детские мультфильмы, но начнем с политиков.

«Я устал, я ухожу». Фраза Бориса Ельцина замечательна не только тем, что с нее началась эра Путина, но и тем, что Ельцин ее не произносил. Он сказал дословно следующее: «Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу. Я сделал все что мог».

А фраза которую мы помним – результат эффекта Манделы, ложной коллективной памяти. Он настолько силен, что каждый из представленных ниже фактов я перепроверял лично – сам не верил в их достоверность.

Ну вот кто не говорил: «Покатай меня, большая черепаха»! А такой фразы в мультике нет. Вообще. Львенок просто говорит: "А теперь покатай меня, а?"
Волк в «Жил-был пес» с его классическим: «Ну ты, это, заходи если что», на самом деле общается грамотнее, без слов-паразитов, просто: «Ты заходи, если что».

Обдумать эти факты можно в позе роденовского «Мыслителя». Изображая данный образ, люди обычно утыкаются лбом в раскрытую ладонь руки. Хотя в реальности мыслитель опирается подбородком о тыльную сторону ладони.

Феномен относится скорее к числу забавных курьезов, так как в большинстве случаев не меняет смысл исходной фразы. Хотя не всегда. Например, мой любимый пример, о котором мало кто знает. Фраза Александра Сергеевича Пушкина: «чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей» известна всем.

Но в реальности «наше все» написал «тем легче». И так правильнее - мы не столько усилим чувства, сколько облегчим процесс ухаживания, если прекратим надоедать девушке беспрерывными знаками внимания.

Маркетологу на заметку - формирование ложной коллективной памяти происходит за счет вирального распространения меметичного варианта, а затем включается иллюзия частотности – люди больше доверяют информации, которую чаще встречают и которая получена из разных каналов.
.

© Николай Молчанов
Моя книга: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres).
→ Лучшая деловая книга 2020 года в РФ по версии жюри конкурса PwC во главе с Рубеном Варданяном.
→ Бестселлер 2019 года по версии Ozon
→ «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга" или Vkontakte / Facebook

Все посты моего блога: Часть 1, Часть 2
показать еще
показать еще
блог Николая Молчанова. Психология Маркетинга, Нейромаркетинг и Психологическая инженерия бизнеса