Ошибка мышления "синдром отклонения к результату"
Какой проект выгоднее развивать? Логичный ответ – который принесет больше денег.

Хорошо. Допустим, мы уверены, что на первом проекте заработаем миллион, а на втором – миллион и сто тысяч рублей прибыли. Однако, перед окончательным решением следует учесть затраты. Вдруг в первом случае нам требуется пять миллионов инвестиций, а во втором, для получения в целом схожего результата – пять миллиардов.

Бизнес такой ошибки не допустит. Помимо NPV, будем считать доходность, IRR, а главное – компания обычно в курсе о требуемых, хотя бы в самом начале, затратах.

В обычной жизни все наоборот. Мы видим только достигнутый результат. И исходя из него определяем качество принятых решений. О затраченных усилиях мы не в курсе, вот и не учитываем их. Возникает когнитивная ошибка «отклонения в сторону результата».

Ошибка крайне распространена. От армии – в истории войн масса побед, которые оказались бессмысленными из-за жертв, с помощью которых были достигнуты. До подражанию действиям авторитета, ведь «Илон Маск / Стив Джобс добились всего». Хотя люди не в курсе, где в пользу знаменитостей сыграли начальные условия, где - простая удача, а где - ошибка выжившего.

А в семейной жизни часто упрекают примерами успешных знакомых. Например: «их ребенок научился читать в три года». При этом игнорируются нервы и время родителей и малыша, затраченные на опережение сверстников, которые добились того же результата на пару месяцев позже. Причем безо всяких усилий.

В общем, поговорка «победителей не судят» верна только с поправкой на «пиррову победу». Правильность решения должна определяться не только конечным результатом, но и эффективностью, с которой он достигнут.
.

© Николай Молчанов
Моя книга: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres).
→ Лучшая деловая книга 2020 года в РФ по версии жюри конкурса PwC во главе с Рубеном Варданяном.
→ Бестселлер 2019 года по версии Ozon
→ «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга" или Vkontakte / Facebook

Все посты моего блога: Часть 1, Часть 2
показать еще
показать еще
блог Николая Молчанова. Психология Маркетинга, Нейромаркетинг и Психологическая инженерия бизнеса