Кто изобрел радио? (Попов, а по версии завистливого прочего мира – Маркони)
Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
Кто открыл Австралию? (Джеймс Кук)
Когда читаешь подобные факты, они выглядят знакомыми. Потому что таковыми и являются.
Поэтому ничего удивительного, что в исследовании Фишхоффа испытуемые решили, что это простые вопросы.
Парадокс в том, что когда другим людям показывались те же вопросы, но уже без ответов – они оценивали их как очень сложные.
Прочитав связку "вопрос плюс ответ", человек становится не в состоянии понять – насколько трудной представляется задача без приведенного ответа. Мы не можем развидеть то, что увидели. Смотреть на мир также, как и в отсутствие уже полученного опыта.
Проведем эксперимент самостоятельно. Попробуйте взглянуть на текст моего поста и увидеть не буковки, а набор черненьких закорючек – так, как текст видит неграмотный человек.
Это эффект проклятия знания. Любая информация, которую мы узнали, незамедлительно влияет на наше восприятие мира. Мнение менеджеров, сотрудников о продукте не имеет никакого значения - они знают больше и неспособны взглянуть на товар глазами покупателя.
Часто применяется неэтично. Если вбросить очерняющую ложь и тут же сказать, «ой, сорян, мы представили недостоверные сведения» - информация все равно повлияет на поведение и отношение людей. Так что приемом пользуются как адвокаты, так и политтехнологи.
.
.
© Николай Молчанов