Эффект проклятия знания - проверь себя
Кто изобрел радио? (Попов, а по версии завистливого прочего мира – Маркони)

Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)

Кто открыл Австралию? (Джеймс Кук)

Когда читаешь подобные факты, они выглядят знакомыми. Потому что таковыми и являются.

Поэтому ничего удивительного, что в исследовании Фишхоффа испытуемые решили, что это простые вопросы.

Парадокс в том, что когда другим людям показывались те же вопросы, но уже без ответов – они оценивали их как очень сложные.

Прочитав связку "вопрос плюс ответ", человек становится не в состоянии понять – насколько трудной представляется задача без приведенного ответа. Мы не можем развидеть то, что увидели. Смотреть на мир также, как и в отсутствие уже полученного опыта.

Проведем эксперимент самостоятельно. Попробуйте взглянуть на текст моего поста и увидеть не буковки, а набор черненьких закорючек – так, как текст видит неграмотный человек.

Это эффект проклятия знания. Любая информация, которую мы узнали, незамедлительно влияет на наше восприятие мира. Мнение менеджеров, сотрудников о продукте не имеет никакого значения - они знают больше и неспособны взглянуть на товар глазами покупателя.

Часто применяется неэтично. Если вбросить очерняющую ложь и тут же сказать, «ой, сорян, мы представили недостоверные сведения» - информация все равно повлияет на поведение и отношение людей. Так что приемом пользуются как адвокаты, так и политтехнологи.
.
.

© Николай Молчанов
Моя книга: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres).
→ Лучшая деловая книга 2020 года в РФ по версии жюри конкурса PwC во главе с Рубеном Варданяном.
→ Бестселлер 2019 года по версии Ozon
→ «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга" или Vkontakte / Facebook

Все посты моего блога: Часть 1, Часть 2
показать еще
показать еще
блог Николая Молчанова. Психология Маркетинга, Нейромаркетинг и Психологическая инженерия бизнеса